СМИ о нас
7 Декабря 2016

Молочный патриотизм

К концу года многие компании начинают подводить предварительные итоги. Однако традиционное интервью с гендиректором ЗАО «Кировский молочный комбинат» Василием Сураевым коснулось тем, важных отнюдь не только для этого предприятия.

= ОТ РАБОТНИКА - ПО МИЛЛИОНУ

- Василий Куприянович, чтобы не утомлять читателей массой цифр, иллюстрирующих успехи комбината в этом году, выделите три главных, на ваш взгляд, экономических достижения.

- Первым я назвал бы ключевой показатель, которому почему-то мало уделяют внимания на уровне региона и страны - производительность труда. Не случайно по нему Кировская область и Россия в целом отнюдь не в первых рядах по сравнению с Японией, США, Германией, Великобританией и другими развитыми странами. Судите сами: за 10 месяцев этого года на нашем комбинате производительность составила более 4,81 млн рублей на человека – это в 3,5 раза больше среднеобластного показателя. По сравнению с прошлым годом рост уже составил 3,9 процента.

На втором месте - налоги и пенсионно-страховые отчисления, как показатель социальной ответственности предприятия. С начала года было начислено налогов и взносов во внебюджетные фонды более 780 млн рублей. Опять же, это больше прошлогоднего показателя на 7,3 процента, и по нему комбинат занимает одну из лидирующих позиций в области. Если поделить эту сумму на 850 сотрудников ЗАО «Кировмолкомбинат», то по итогам года получится более миллиона рублей с человека.

Третий важный показатель связан с поддержкой сельхозпроизводителей и деятельностью собственных агрофирм. В 10 наших агрофирмах, а это чуть более двух процентов от общего числа сельхозпредприятий области, поголовье коров составляет более 12 процентов от общего количества коров в области. При этом объем производства молока - более 15 процентов! Валовый надой за 10 месяцев составил более 64,6 тысяч тонн – это больше прошлогоднего результата за тот же период на 7,3 процента. К концу года ожидаем до 78 тысяч тонн. Сейчас строим несколько крупных ферм в Коршике, Бобино, Русаново, Адышево, Подгорцы, Чудиново; недавно ввели в Мухино.

Конечно, некоторые самостоятельные сельхозпредприятия хотели бы войти в число агрофирм нашего комбината. Им это выгодно, например, для получения кредитов и финансовой поддержки на свое развитие, строительство тех же ферм. Возможно, в скором будущем мы присоединим несколько сельхозпредприятий к нашим агрофирмам или создадим новые на базе действующих хозяйств. У нас нет задачи бесконечно увеличивать количество агрофирм. Наша задача – увеличение поголовья и продуктивности в уже имеющихся агрофирмах.

Сегодня собственные агрофирмы поставляют на комбинат более 200 тонн молока в день. В ближайшее время планируем увеличить объем производства молока еще на 30 тонн и далее довести до 250-300, что позволит полностью загрузить производство, в том числе, цех по производству сухого молока. Всего же на комбинате перерабатывается до 400 тонн молока в сутки. Помимо собственных агрофирм сырье на комбинат поставляют и другие сельхозпредприятия области. Но закупочные цены у нас для всех одинаковые.

= ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ ГОДА

- Кстати, о цехе: в наше время редкое предприятие способно похвастать промышленным строительством. Оправдал ли цех ожидания за первые полгода работы?

- Открытие цеха для нас однозначно стало важнейшим событием, помимо названных экономических достижений. В запуске цеха участвовали чрезвычайный и полномочный посол Словацкой Республики и замминистра сельского хозяйства РФ. Оборудование поставила известная в Восточной Европе и на территории бывшего СССР словацкая компания «Вздухоторг», отлично показавшая себя в сотрудничестве с Кировмолкомбинатом еще 20 лет назад. Еще до официального открытия, которое состоялось 26 мая, мы начали выпуск продукции, провели все лабораторные исследования.

Мы добились того, что хотели получить: высокопроизводительное автоматизированное производство, стабильное и подтвержденное качество продукции. Даже выходили на паспортную производительность. Но, к сожалению, внезапно возникла проблема с нехваткой сырья для обеспечения работы в необходимом режиме, когда один из крупнейших поставщиков молока вопреки заключенному договору перевел поставки молока в подразделение американской компании PepsiСo «Вимм-Билль-Дан». Она переманила завышенными закупочными ценами несколько и других сельхозпроизводителей, получающих, к слову, субсидии из российского бюджета. Уверен, что если бы аналогичная ситуация возникла, скажем, в США, то ей давно занималось бы ФБР.

= ПОЛУЧАЕШЬ СУБСИДИИ – РАБОТАЙ НА РОДИНУ

- Но разве переманивание поставщиков не соответствует идеям свободного рынка?

- Сельхозпроизводителей можно понять: им надо продать дороже. Мы держим цену на одном уровне весь год, а транснациональные корпорации в течение лета платят меньше нашего, но зато в конце года, когда увеличивается спрос на молочную продукцию и снижаются объемы надоев (а в ряде регионов сезонность высока), они поднимают закупочные цены и переманивают производителей молока. Хотя в то же время некоторые переработчики в нашей области используют только 30% производственных мощностей. В результате доходная часть областного бюджета недополучает, поскольку производство и налоги «уходят» за ее пределы.

Если же мы поднимем закупочные цены до уровня, который предлагают транснациональные компании, то это существенно отразится на окончательной цене продукта. Мы с 1 ноября увеличили закупочную цену на 10%, а стоимость продукции – на 5%. А это влияет на рентабельность предприятия. По сравнению с 2013 годом она снизилась в 2 раза.

Но главная проблема, на мой взгляд, в том, что компании PepsiCo («Вимм- Билль-Дан») и Danon сегодня владеют примерно половиной производственных мощностей в молочной отрасли России. Это же прямая угроза продовольственной безопасности страны! Во многих регионах нашей страны на долю животноводства приходится большая часть сельхозпроизводства, и в первую очередь, это производство молока. Представьте, если эти иностранные (подчеркиваю) компании приостановят производство на своих молокозаводах? Агропромышленный комплекс просто рухнет.

- И есть ли выход из этой ситуации? Ответьте как промышленник, как депутат Законодательного собрания.

- Нужна только политическая воля. Предотвратили же в свое время французы поглощение своей стратегически важной компании Danon швейцарской Nestle. Я выступал на Законодательном собрании, предлагал, как можно решить проблему у нас. Необходимо заключить соглашение между областным министерством сельского хозяйства и местными производителями молока, чтобы не менее 85% продукции перерабатывалось внутри области. И только при выполнении этого условия оказывать сельхозпредприятиям финансовую поддержку из регионального бюджета.

Но такой порядок пока вряд ли примут. Против и некоторые депутаты, потому что сами поставляют молоко за пределы области. Есть во власти и те, кто лоббируют интересы федеральных торговых сетей. Их стараниями лучшие места на прилавках в ущерб местному производителю занимает продукция иностранных компаний. И эти люди говорят о патриотизме, поддерживая чужую экономику?!

Свои предложения в Госдуму и Совет Федерации я уже направил, сейчас готовится письмо в Совет безопасности РФ. С аргументами, цифрами и фактами. Надеюсь на положительную реакцию, но полагаю, что поддержку иностранные компании имеют на различных уровнях власти.

= К КРИЗИСАМ ГОТОВЫ ВСЕГДА

- Планируете ли выходить на новые рынки или экспорт? Или наоборот, переходите в режим экономии, как другие предприятия?

- Режим экономии у нас уже 25 лет — с тех пор, как я возглавил комбинат. Мы просто не расслаблялись, как некоторые. Ни у кого из моих заместителей нет личных секретарей или водителей. Все закупки – только на конкурсной основе под моим личным контролем. Но все социальные программы для работников много лет сохраняются.

Что касается новых рынков, нам достаточно тех 17 регионов, где сейчас реализуется продукция торговой марки «Вятушка», не раз отмеченная высшими наградами различных конкурсов, в том числе Всероссийского конкурса «Сто лучших товаров России». А единственный в области цех комбината по производству сухого молока поможет, как сельхозпроизводителям в увеличении сбыта сырья, так и нам – прочно держаться на рынке.