СМИ о нас
29 июля 2015

Как в "Пути Ленина" реализуют планы Путина

Как в "Пути Ленина" реализуют планы Путина
«Русская планета» выяснила, как создать успешный сельскохозяйственный проект

В России прогресс не обязательно связан с приставками IT или «нано». Прорывные проекты осуществляются и в таких традиционных отраслях, как молочное животноводство. Корреспондент РП вместе с членом Общественной палаты Кировской области Оксаной Венедиктовой и членом регионального штаба ОНФ Алексеем Малышевым побывал в трех успешных агрофирмах.

Утомленные страданиями по пармезану и утверждениями о невозможности инвестирования в России, мы решили познакомиться с людьми, которые не на словах, а на деле занимаются импортозамещением и своим трудом вносят реальный вклад в развитие страны. В результате получилась трехдневная экспедиция по районам Кировской области, в ходе которой мы увидели работу агрофирм «Колхоз "Путь Ленина"», «Мухино» и «Новый путь».

Все три предприятия имеют схожую историю: передовые хозяйства во времена СССР, постепенный упадок в результате реформ 90-х, стабилизация и мощный рывок после интеграции с Кировским молочным комбинатом (КМК). За счет чего? Возник симбиоз. Хозяйства получили финансовую опору в лице крупнейшего в регионе предприятия пищевой отрасли, а переработчики — гарантированные поставки сырья.

«У нас надо работать»

— Выезжаем в семь, только не проспите! — Оксана Венедиктова, которая организовала нашу экспедицию, явно нервничает. Для нее это чуть ли не первая поездка на ферму за 150 км от областного центра.

Впрочем, поселок Юбилейный в Котельничском районе трудно назвать захолустьем. Его строители в советское время реализовывали идею о слиянии города и деревни, поэтому центр его больше похож на небольшой уютный городок. Кое-где проглядывают и современные модные тренды — у колхозной конторы основательно заполненная велопарковка. Рядом с ней на стоянке несколько автомобилей. Впечатление успешности создает кабинет директора «Пути Ленина» Сергея Киржаева — при подборе мебели он явно вдохновлялся официальной кремлевской хроникой. Впрочем, это, пожалуй, и все атрибуты «особости».

На первый спонтанный вопрос о причинах появления у колхозной конторы велопарковки Сергей Киржаев отвечает безо всякого пафоса: — Удобно. Такая же на машинном дворе. Решили поставить, когда стенок у мастерских перестало хватать. Здесь с Киржаевым не поспоришь. По асфальтированным почти пустым улицам Юбилейного перемещаться на велосипеде удобнее. И это не дань европейской моде, а органичная потребность для жителя малоэтажного благоустроенного поселка. Впрочем, вкусы сельских жителей сейчас меняются. Если в 80-х «Путь Ленина» привлекал квалифицированных специалистов тем, что здесь все почти как в городе, то сейчас, по словам Сергея Васильевича, несколько иначе. Молодежь, приезжающая работать в хозяйство, мечтает о собственном доме. Конечно, не о деревенской избе, а о благоустроенном коттедже.

— Чтобы хорошо зарабатывать, у нас надо работать. К сожалению, не все это понимают. Приходится расставаться, — с сожалением отмечает директор «Пути Ленина». Проблема с кадрами есть даже у хорошо развивающихся хозяйств. По словам Киржаева, сейчас в его хозяйстве ежегодно на пенсию уходят по 30–40 человек. Их нужно заменять, но молодежь не очень соблазняется начальными предложениями по зарплате — от 18 до 28 тысяч рублей (кстати, самое выгодное предложение делают дояркам), предпочитая после учебы за куда меньшие деньги устраиваться где-то в центре.

Кстати, средняя зарплата в «Пути Ленина» составляет около 21 тысячи 200 рублей, что немного выше средней официальной по области. В других хозяйствах, которые мы посетили, платят примерно столько же. В «Новом Пути» немного меньше — 19 тысяч 600 рублей, в «Мухино» больше — 24 тысячи 600 рублей.

— Это не предел мечтаний. Но, если посмотреть в динамике, показатели более чем хорошие, — поясняет Алексей Малышев, который еще до поездки попытался собрать максимум информации о хозяйствах. —

С 2011 года, когда «Путь Ленина» начал интеграцию с КМК, реальная зарплата выросла почти на 55% (с учетом инфляции. — РП.). В «Новом Пути» и «Мухино», которые включились в проект раньше и имели более выгодные стартовые условия, прирост составил более 26%. Для сравнения, в майских указах Путина планируется повышение реальных зарплат на 40–50% к 2018 году. Так что один из показателей плана Путина в «Пути Ленина» уже достигнут. За счет чего? Рост производительности труда, применение новой техники и технологий позволили хозяйству за 3,5 года повысить реальную производительность на одного работника почти в два раза (за вычетом инфляции. — РП.).

Импортозамещение: делать, а не говорить

Сергей Киржаев везет нас на директорской «Ниве» на молочно-товарный комплекс «Восточный». На въезде «Кировец» расчищает площадку для нового скотного двора, рядом уже собирают каркас кормоцеха. Чуть дальше — фермы. По правую руку стоят старые, а слева — построенные пару лет назад. Что называется, почувствуйте разницу.

— Старые дворы, им уже лет по 40, будем убирать, — рассказывает Сергей Киржаев во время импровизированной экскурсии и уточняет: — Начиная с 1992 года в хозяйство не вкладывали ничего почти 20 лет. Мы года три назад фермы подремонтировали, чтобы совсем не развалились, но под современные технологии они не подходят. Хозяйства переходят на беспривязное содержание коров. Если раньше животных привязывали в стойле и доярки вынуждены были обходить их, чтобы подоить, то с начала 2000-х годов на Вятке все шире применяется технология беспривязного содержания. Коровы свободно передвигаются по ферме, нагуливая аппетит, а доиться приходят в специальное помещение — доильный зал. В результате растут надои, сокращается количество персонала. А главное, на что несколько раз обращал внимание Сергей Киржаев, условия труда доярок наконец-то перестали быть тяжелыми.

В «Новом Пути» экономисты по нашей просьбе сравнили показатели производительности труда на старой и новой фермах. При беспривязном содержании — плюс 40% реальной зарплаты на человека. В «Пути Ленина» эффект от перехода на новую технологию оценивают еще выше.

Но нельзя исключить воздействие человеческого фактора. Например, забыл ветеринар сделать в электронном журнале пометку, что животному проводится курс антибиотиков, — и корову подоили вместе с остальными. Молоко попало в общую емкость. В результате комбинат забраковал всю цистерну в 8 тонн.

Требования к качеству молока с советского времени, как утверждают специалисты, выросли в несколько раз. Раньше о таких «мелочах» вообще не задумывались. А в современной системе координат качество молока непосредственно сказывается на закупочной цене. В результате денежный эффект от новых технологий еще больше, чем эффект в натуральном выражении. Но и натуральные показатели впечатляют. В среднем с 2011 года прирост производства молока в хозяйствах, где мы побывали, составил более 46%. Правительство РФ, которое сейчас много говорит об импортозамещении, за тот же период хотело добиться увеличения примерно на 10%.

Мировой уровень

Агрофирма «Мухино» первой начала интеграцию с КМК, уже больше 10 лет назад. Поэтому многие показатели здесь выше, чем у коллег.

Минут 20, пока наш микроавтобус вначале подпрыгивал на дороге из бетонных плит, а затем трясся по разбитому асфальту, Алексей Малышев с жаром доказывал, что мы едем на предприятие мирового уровня.

— По 2014-му себестоимость молока здесь немного выше 10 рублей за килограмм (в среднестатистических хороших хозяйствах себестоимость была больше 12 рублей за килограмм. — РП.), — у эксперта это вызывает бурные эмоции.— Еще до девальвации мы с коллегами проводили расчеты — при закупочной цене, близкой к этому уровню, уже имеет смысл производить сухое молоко для поставки на экспорт.

Далее последовали длинные рассуждения о неблагоприятной конъюнктуре на мировом молочном рынке, о Китае, который обманул надежды специалистов на продолжение бурного роста потребления молочных продуктов. Но время для экономических выкладок оказалось не самым удачным. Все внимание приковывали дивные васнецовские пейзажи за окном — знаменитые братья Васнецовы родились и провели детство именно в этих местах, меньше чем в 20 км от Мухина, куда мы направлялись.

Встретившая нас директор агрофирмы Алевтина Стародумова по типажу куда ближе к композитору-романтику Александре Пахмутовой, чем к абстрактной бизнес-вумен.

Утонувшая в громоздком директорском кресле невысокая женщина, завидев диктофон, долго смущенно извиняется за то, что не привыкла давать интервью. Впрочем, в этих сказочных местах все немного по-другому, чем кажется на первый взгляд. Алевтина Григорьевна слывет среди коллег крайне жестким руководителем.

Разговор, как и в Юбилейном, заходит о производственных показателях, инвестициях, новой технике: — Мы примерно по 50 млн в год вкладываем в обновление парка, — рассказывает Алевтина Стародумова и не без гордости добавляет: — В этом году звали на выставку, но мы решили не ехать. А зачем? Я с таким же успехом могу дойти до машинного двора. Там то же самое.

В «Мухино», как и в других хозяйствах, которые мы посетили за время этой короткой экспедиции, пока делают ставку на импортную технику. Да, она дороже. Да, приходится тратить большие средства на техобслуживание. Но «ньюхолланды» и «джондиры» гораздо производительнее и надежнее, чем отечественные аналоги. И это окупает дополнительные затраты.

На следующий день уже в «Новом пути» директор агрофирмы Сергей Бояринцев, по специальности инженер-механик, пояснил свой выбор буквально на пальцах:

— Есть у меня комбайн «Дон». Мне механизаторам, которые на нем работают, приходится платить больше всех, потому что они постоянно что-то ремонтируют после смены. В прошлом году во время уборочной он сломался, тысяч так на 470. С такой погодой, как в этом году, мы просто не можем так рисковать, — Сергей делает небольшую паузу и приводит другой пример: — В советские времена у нас было 110 гусеничных тракторов. Сейчас ту же самую работу в две смены делают всего 10 импортных. Вот и рост производительности.

Но даже в передовом Мухино не так категоричны. Алевтина Стародумова признала, что наше машиностроение подтягивается к мировому уровню. Например, в Ростове-на-Дону научились производить комбайны, которые на части культур не уступают более дорогим импортным аналогам. Этот факт должен был проиллюстрировать то, как хозяйство экономит на издержках, чтобы добиться рекордно низкой себестоимости.

Беседы с руководителями хозяйств показали интересную закономерность. Для агрофирм, которые выбрались из кризиса и крепко стоят на ногах, самый дефицитный ресурс — это не финансы и даже не высококвалифицированные специалисты. На селе идет чуть ли не война за дороги. Дачники перекрывают улицы, не пропуская сельхозтехнику. Крестьяне жалуются на лесовозы, которые окончательно разбивают и без того разрушенный асфальт… Впрочем, это тема для другого разговора. Коллеги-общественники обещали заняться этим вопросом после того, как составят отчет о нашей мини-экспедиции.

Алексей Вологдин, http://rusplt.ru/society/kak-v-puti-lenina-realizuyut-planyi-putina-18090.html