СМИ о нас
12 февраля 2016

Надои растут, спрос падает: как переживает кризис молочная отрасль

На недавней встрече Никиты Белых с президентом Путиным речь шла о надоях в Кировской области. По этому показателю на одну корову регион занимает 6 место в России, а по динамике роста - первое место в стране. Если так пойдет и дальше, через несколько лет жители области будут следить за биржевыми ценами на масло и сухое молоко так же пристально, как сейчас россияне следят за курсом доллара или ценой на нефть. Уже сейчас от конъюнктуры на молочном рынке зависит благосостояние тысяч жителей региона.

Между тем, ситуация в отрасли не такая радужная, как может показаться. Анализ рынка для читателей «Навигатора» сделал генеральный директор «Кировского молочного комбината» Василий Сураев.

Российский и мировой молочный рынок в прошлом году характеризовался противоречивыми тенденциями: снижение цен на мировых рынках, девальвация рубля и продуктовое эмбарго. Как все это сказалось на молочной отрасли?

– В Кировской области и на нашем предприятии возобладали все-таки негативные факторы. В течение весны и лета прошлого года происходило падение цен на биржевые молочные продукты, такие как масло и сухое молоко. Только к осени они немного стабилизировались. В декабре даже можно было говорить о возросшем спросе на сухое молоко. Но сейчас ситуация по этим товарам вернулась в негативную область. Продовольственное эмбарго не внесло практически никаких позитивных моментов на молочный рынок. Единственное, правительство РФ начало более активно заниматься программой импортозамещения. Например, наконец-то введено субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам на расширение мощностей по производству сухого молока. Раньше транснациональным компаниям удавалось сдерживать развитие производства в этой сфере.

Серьезное влияние на российский молочный рынок оказывает Белоруссия. Она нарастила производство и поставки на российский рынок. С одной стороны, наши партнеры закрывают дефицит молочной продукции. С другой стороны, поставки из Белоруссии оказывают давление на цены. Тем более в этой стране ценообразование и регулирование товарных потоков осуществляется нерыночными методами. Девальвация рубля имела скорее отрицательные последствия как для производителей сырого молока, так и для переработчиков. Мы закупаем очень значительную часть оборудования и упаковочные материалы по ценам, которые выражены в евро.

Тарифы для промышленности на водоснабжение и водоотведение выросли на 9,5%, на электроэнергию – почти на 15%. Увеличились цены на тару и упаковочные материалы. Например, цена на гофротару для молочной продукции выросла на 50%. Подорожали моющие средства – каустическая сода стала дороже на 41%.

При этом закупочные цены для сельхозпроизводителей либо сохранились на уровне прошлого года, как у нас, либо снизились. «КМК» в прошлом году закупал молоко по средней цене около 23,5 рублей. Но в других регионах, куда из Кировской области молоко поставляется на переработку, цены были значительно ниже. Например, в Татарстане до глубокой осени цена с НДС была в пределах 16,5 рублей. На фоне роста себестоимости «КМК» не повышал отпускные цены на свою продукцию. В результате рентабельность упала к уровню 2014 года на 10%, а к уровню 2013 года – более чем в 2 раза.

Но, несмотря на сложные условия, мы сработали достаточно эффективно. Комбинат без дочерних предприятий заплатил 903 млн рублей налогов и обязательных платежей, что на 65 млн больше, чем в 2014 году. Это значит, что за счёт платежей комбината тысячи кировчан получат пенсии, а бюджетники зарплату.

В молочной отрасли можно наблюдать некие противоречия: с одной стороны сокращается потребительский спрос, с другой стороны государство ставит задачу увеличить производство молока. Что в итоге должны делать участники рынка?

– Каждое предприятие выбирает свою стратегию, но процессы обязательно должны регулироваться государством. Что мы имеем на сегодняшний день? Снижение доходов населения привело к снижению покупательской способности. Сегодня россияне потребляют молочных продуктов почти на 100 кг в год меньше, чем это рекомендовано нормами здорового питания. Но с другой стороны у нас в стране до сих пор существует дефицит молока. Конечно, и производители, и переработчики могут нарастить производство и выполнить поставленную задачу. Но для создания благоприятных условий на молочном рынке, кроме действующих мер поддержки государство должно задуматься над вопросами стимулирования спроса и реализации молочной продукции. Механизм продовольственной карты, который действует в Кировской области, нужно внедрять по всей России. Опыт показывает, что он положительно влияет на отрасль.

Губернатор считает, что Кировская область за два года может войти в пятерку лидеров по производству молока. Насколько это реально, и действительно ли это необходимо региону?

– Сейчас Кировская область по производству молока находится на восьмом месте. Если не просто поставить цель, но и оказать поддержку со стороны государства и области, то за 3-4 года мы вполне в состоянии занять и 5-е место. Эти показатели скорее всего будут достигнуты как за счет реализации уже запланированных инвестпроектов, так и новых. Весь вопрос – куда направить дополнительно произведенное молоко. Сейчас в регионе существует дефицит высокотехнологичных мощностей, позволяющих производить конкурентоспособную молочную продукцию. Из региона ежедневно вывозится около 500 тонн сырого молока. В отдельные периоды мощности «КМК» загружены на 98-100%. Если появятся новые перерабатывающие предприятия, которые будут зарегистрированы в Кировской области, будут платить здесь налоги, это станет большим плюсом. Дело в том, что основные налоги в молочной отрасли выплачиваются именно перерабатывающими предприятиями. Поэтому правительство должно уделять их развитию первоочередное внимание.

Министр сельского хозяйства Котлячков заявил, что областные власти в этом году намерены начать работу по созданию регионального молочного бренда. Обсуждалась ли эта инициатива с «Вятским молочным союзом»?

– С нами пока не советовались. Поставки из Кировской области питьевого молока, например, в Республику Крым не имеют экономического смысла. Но вот масло, высококачественные сыры, сухое молоко и другая продукция с длительными сроками хранения могут поставляться в любые регионы и даже на экспорт. Для этого можно разработать какой-то бренд, но при дефиците в регионе современных перерабатывающих мощностей и отсутствии специального органа, координирующего продвижение продукции, эффекта не получить. Существующие же сейчас мощности явно недостаточны, чтобы заявить о себе на федеральном уровне. Кроме этого, они позволяют производить только продукцию с короткими сроками, которая не очень интересна федеральным сетям.

Недавно вы озвучили проблему, которая возникает у молочной промышленности из-за длинных новогодних каникул. Можно ли оценить ущерб, который «КМК» несет из-за этого?

- Оптовые покупатели молочной продукции отказываются от ее приобретения, так как не имеют возможности произвести оплату во время длительных банковских каникул. Следовательно, заявки на поставку молочной продукции в эти дни значительно падают. Не каждая организация имеет возможность рассчитаться наличными денежными средствами, к тому же расчеты наличными ограничены действующим законодательством 100 тыс. рублей. Предприятие вынуждено работать «на склад», т.е. производить продукцию длительного срока хранения: сливочное масло, сухое молоко, так как отказать в приемке молока хозяйствам молокоперерабатывающие предприятия не имеют права.

За первые 12 дней 2016 года мы потеряли порядка 4,5 миллионов рублей прибыли. Естественно, и бюджет потерял более миллиона рублей в виде налогов. В масштабах страны это сотни миллионов рублей, которые необходимы для развития отрасли и пополнения казны.

Текущий год в Кировской области объявлен годом фермера. Как вы считаете, могут ли малые хозяйства составить конкуренцию крупным предприятиям в молочной отрасли?

– В отдельных видах сельхозпроизводства фермеры очень эффективны: производство овощей, особенно картофеля, разведение овец, птицы. Если молочная ферма будет производить в сутки пять и более тонн молока, то она будет конкурентоспособна и интересна для перерабатывающих предприятий. При меньших объемах транспортные издержки будут больше, чем выгода, которую можно получить от переработки. Проблемы можно решить концентрацией фермерских хозяйств и созданием кооперативов. Они смогут обеспечить необходимый объем поставок. Но прежде, чем реализовывать такой проект, нужно наладить тесные связи с перерабатывающими предприятиями, которые могут гарантировать стабильный спрос и регулярную оплату.

Каковы ваши прогнозы развития молочной отрасли в этом году?

– Думаю, что агрофирмы «КМК» и другие предприятия продолжат наращивать производство сырого молока. Мы планируем более чем на 500 голов увеличить поголовье коров, работать над увеличением надоев. Но прекрасно понимаем, что будут возникать сложности с реализацией продукции.

Под влиянием мирового рынка будут падать цены. Снизится спрос из-за сокращения реальных доходов населения. Поэтому значительные объемы сырого молока в 2016 году будут, как и прежде вывозиться, за территорию области. Необходимых для его переработки современных мощностей недостаточно.